ГБОУ "СШ № 4 ШАХТЕРСКОГО М.О."
город Шахтёрск, Донецкая Народная Республика
  • Пожарная безопасность

    Работа по пожарной безопасности в школе — это комплекс мероприятий для защиты учеников, работников и имущества учебного заведения от пожара.
    Меры пожарной безопасности включают те, которые предназначены для предотвращения возгорания неконтролируемого пожара, и те, которые используются для ограничения развития и последствий пожара после его возникновения
    Профилактическая работа по пожарной безопасности в образовательном учреждении является важным разделом обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся и сотрудников, залогом спасения.

    Противопожарная безопасность в школе включает в себя следующие мероприятия:

    • Приобретение и поддержание в исправном техническом состоянии средств тушения очагов возгорания (огнетушители, ящики с песком, пожарные щиты и прочее).
    • Проведение установки системы сигнализации, которая отслеживает противопожарное состояние здания школы в автоматическом режиме.

    Общие требования пожарной безопасности:

    • Необходимо всему персоналу образовательных учреждений и учащимся соблюдать правила пожарной безопасности.
    • Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные горючие отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению горения на школьные постройки.
    • Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школе, следить за тем, чтобы они не загромождались автотранспортом, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные автомобили имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.
    • Если пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: водоемы, пруды, резервуары, водопроводы с сетью пожарных гидрантов. За этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий досмотр и уход.
    • Запрещается:

    • хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы;
    • использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
    • размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы;
    • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности;
    • снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
    • проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода);
    • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир;
    • проводить уборку помещений и чистку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших коммуникаций, транспортирующих или содержащих в себе горючие вещества и материалы, с применением открытого огня (костры, газовые горелки, паяльные лампы, примусы, факелы, свечи);
    • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;
    • устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы;
    • устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) для организации рабочих мест антресоли, конторки и другие встроенные помещения с ограждающими конструкциями из горючих материалов;
    • размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров;
    • эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности;
    • проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности.
    • Действия при возникновении пожара:
      1.    При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику школы, соблюдать.
      2.    При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения.
      3.    Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по школе и действовать согласно указаниям сотрудников школы.
      4.    По команде учителя (преподавателя) школы эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком и планом эвакуации. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам.
      5.    Нельзя ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться, закрыв нос и рот платком, и выбираться из помещения.
      6.    Нельзя прятаться во время пожара под парту, в шкаф: от огня и дыма спрятаться невозможно.
      7.    При выходе из здания школы находиться в месте, указанном учителем.
      8.    Учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.
      9.    Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить учителю.

      Работа администрации и педагогов 

    • Проведение общего технического осмотра зданий и сооружений учреждения на предмет пожарной и антитеррористической безопасности. 
    • Выявление и устранение нарушений требований пожарной безопасности, которые могут создать угрозу возникновения пожара или безопасности людям, в случае пожара.
    • Проверка наличия и составления на этажах планов эвакуации, указателей места нахождения огнетушителей, телефонов.
    • Проведение инструктивно-методических совещаний при директоре, педсоветов, заседаний МО классных руководителей по вопросам пожарной безопасности.
    • Проведение с работниками ОО инструктажа по соблюдению Правил пожарной с регистрацией в специальном журнале.
    • Отработка навыков проведения эвакуации сотрудников при угрозе возникновения пожара в ОО.

    Работа с родителями

    • Проведение бесед с родителями обучающихся по теме «Дети и огонь», освещение вопросов по пожарной безопасности на родительских собраниях.
    • Размещение памяток для родителей по соблюдению правил пожарной безопасности на официальной странице школы ВКонтакте и на стенде школы.

    Работа с обучающимися

    • Классные руководители ежемесячно проводят с учащимися инструктажи по поведению при угрозе возникновения пожара (с записью в специальных журналах).
    • Проведение Недели пожарной безопасности, Месячника по пожарной безопасности.
    • Классными руководителями 1-11 классов постоянно проводятся классные часы и беседы по профилактике пожарной безопасности, цель которых научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома и в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.
    • Проведение тематических выставок рисунков среди обучающихся «Огонь мой друг, огонь мой враг», проведение викторин, конкурсов, акций по пожарной безопасности.
    • Размещение памяток и информаций для обучающихся о правилах пожарной безопасности в быту, на улице, о правилах поведения во время пожара на официальной странице школы ВКонтакте и на стенде школы.

    ЕСЛИ В ДОМЕ ВОЗНИК ПОЖАР И РЯДОМ НЕТ ВЗРОСЛЫХ, ЧТО ДЕЛАТЬ:

    • Не паниковать, постараться быть собранным и внимательным.
    • Вызвать пожарную службу по телефону 01 или 112. Сообщить свою фамилию, точный адрес, этаж, сказать, что и где горит.
    • Если возможно сообщить о пожаре соседям.
    • Небольшое возгорание можно попытаться затушить подручными средствами, если в доме нет огнетушителя: кроме воды, которую необходимо во что-то набирать, подойдет мокрая ткань (простыни, полотенце), плотное одеяло, подойдут также песок, земля, если они есть в доме.
    • Не пытайтесь погасить сильный пожар самостоятельно, старайтесь быстрее покинуть помещение.
    • Нельзя прятаться под кровать, в шкафы, в ванную комнату, нужно постараться покинуть в квартиру.
    • Дым не менее опасен, чем огонь. Если в помещении дым, нужно закрыть нос и рот влажным платком или шарфом, лечь на пол и ползком пробираться к выходу – внизу дыма меньше.
    • Если произошло возгорание в бытовом электроприборе, нужно попытаться выдернуть вилку из розетки или обесточить через электрощит.
    • Если загорелся телевизор, его необходимо обесточить, накрыть плотной тканью, если он продолжает гореть, можно попробовать залить воду, через отверстие в задней стенке, только при этом, в целях безопасности, нужно стоять сбоку, так как экран может взорваться.
    • Если пожаром охвачена одна из комнат, нужно плотно закрыть дверь горящей комнаты и постараться уплотнить дверь, смоченными в воде тряпками, там, где есть щели, чтобы не проходил дым.
    • Если горит соседняя квартира, и в тамбуре, и на лестничной площадке огонь, и нет возможности выхода по лестнице на улицу, необходимо уплотнить входную дверь в квартиру и поливать ее водой до приезда пожарной бригады.
    • Если придется пробираться через помещение охваченное огнем, нужно облить себя водой, намочить одеяло или покрывало, накрыться им, набрать в легкие воздуха, постараться задержать дыхание и как можно быстрее преодолеть опасное место.
    • Если нет возможности выбраться из горящей квартиры, надо выйти на балкон, плотно закрыв за собой дверь. Лучше не спускаться с балкона с помощью простыней или веревок – это очень опасно.
    • Во время пожара в подъезде лифт может отключиться, поэтому пользоваться им нельзя ни в коем случае.

    ЕСЛИ НА ЧЕЛОВЕКЕ ГОРИТ ОДЕЖДА:

    • Если на вас горит одежда, ни в коем случае не пытайтесь бежать, огонь будет разгораться еще сильнее.
    • Нужно как можно быстрее сбросить горящую одежду, постараться сбить пламя – падайте на землю и катайтесь, если поблизости есть лужа или снежный сугроб – падайте в них.
    • Если находитесь в помещении, можно набросить на себя какую-нибудь плотную ткань (одеяло, покрывало, пальто), только оставляйте открытой голову, чтобы не задохнуться дымом.
    • До приезда врачей не снимайте самостоятельно одежду с обожженных участков тела!

    Первая помощь при ожогах:

    • Приложите к месту ожога влажную и холодную ткань, хорошо, если есть стерильный бинт, салфетки (обычно они есть в аптечках у водителей), можно смачивать пораженный участок холодной водой.
    • Не отдирайте одежду от пораженных участков, не смазывайте ожог маслами и мазями, ждите приезда скорой помощи.

    Правила пожарной безопасности в лесу:

    • Нельзя разводить костры в жаркую, сухую, ветреную погоду.
    • Разжигать костры следует в специально предназначенных для этого местах.
    • Хорошо, если около места разведения костра будет вода и ветки для захлестывания огня на случай распространения пламени.
    • Не желательно разводить костры рядом с деревьями – это небезопасно и может привести к гибели деревьев.
    • Если в лесу начался пожар, главное – не дать огню распространиться. В случае, если потушить огонь своими силами не получается, необходимо срочно сообщить о пожаре в пожарную службу по номеру «01».
    • При тушении возгораний своими силами можно использовать, кроме воды, способ «захлестывания огня по кромке пожара», для этого подойдут зеленые ветви, можно засыпать кромку пожара грунтом, для перекрытия доступа воздуха и охлаждения горящих материалов.

    По каким причинам возникают пожары

    Прежде чем говорить о том, каким правилам пожарной безопасности в школе должны учить детей, расскажем о наиболее частых причинах возникновения пожаров. Как вы понимаете, возникают они не только потому, что дети играют со спичками. Причин возгораний множество, а к основным из них относятся:

    • Нарушение правил эксплуатации электрических приборов.
    • Использование электроприборов и розеток даже с незначительной поломкой.
    • Использование нескольких мощных электроприборов одновременно.
    • Неосторожное обращение с огнем (разведение костров, использование для их разжигания горючих веществ и т.д.).
    • Забытые включенные электроприборы.
    • Неаккуратное обращение с огнеопасными игрушками (петарды, хлопушки и др.).
    • Использование аэрозолей и других баллонов под давлением вблизи огня аэрозоль от комаров у костра).
    • Не затушенный окурок.
    • И это далеко не все причины, по которым возникают пожары, уносящие человеческие жизни. Согласно статистике, более 90 % пожаров возникает по вине человека, а поэтому все мы – не только учащиеся, должны изучать и запоминать правила пожарной безопасности. Школьники обязаны их повторять из года в год, а учителям это необходимо контролировать.
    • Учащиеся младших классов обязательно должны знать: что такое пожар, его причины, номер телефона пожарной службы и МЧС. Школьники должны уметь: пользоваться электроприборами, тушить костры, выводить малышей из помещения, где случился пожар.

    Пожарная безопасность для школьников начальных классов заключается в следующих простых правилах:

    • Нельзя трогать спички.
    • Нельзя играть возле открытого огня и раскаленных предметов.
    • Нельзя сушить возле них одежду.
    • Нельзя разводить костры без присутствия взрослых.
    • Нельзя забывать о включенных электроприборах.
    • При пожаре сразу сообщать взрослым.

    Правила противопожарной безопасности для школьников среднего звена заключаются в том, что они должны знать: как обращаться с электрическими приборами, какие материалы легко возгораются, как пользоваться огнетушителями и другими средствами от огня и дыма, как спасать себя и детей. 

    Противопожарная безопасность в школе для учащихся старших классов сводится к следующим правилам:

    • Следить за детьми, чтобы они не играли с огнем.
    • Не нагревать предметы из неизвестного материала.
    • Не оставлять включенные электроприборы без присмотра, а уходя из дома выключать их из сети.
    • Не использовать горючие средства для разжигания костров, печей.
    • Тушить костры до конца.
    • Не поджигать сухую траву или тополиный пух.
    • Не кидать в урны горящие спички.
    • Не протирать включенные электроприборы влажной тряпкой.
    • Не вешать корзины с цветами над электроприборами или проводами.
    • Не тушить загоревшиеся электроприборы водой.
    • Звонить в пожарную службу при обнаружении даже самого мелкого пожара.

    Это самые основные правила пожарной безопасности. В школе и дома детей нужно проверять и контролировать на их знание. Ведь не все школьники одинаково посещают занятия, и вполне может получиться так, что ребенок пропустит урок по пожарной безопасности. Поэтому все родители сами должны учить детей тому, как обращаться с огнем и как от него спасаться.

    Проводя дома одни большую часть времени, школьники должны помнить о правилах пожарной безопасности:

    • Выходя из квартиры, выключи электроприборы. Проверь, закрыты ли конфорки газовой плиты.
    • Не суши вещи над плитой, они могут загореться.
    • Не играй со спичками, зажигалками, фейерверками, свечами, бенгальскими огнями и аэрозольными баллончиками.
    • Если в квартире пахнет газом, не включай свет и не зажигай спички, а немедленно вызови газовую службу с мобильного телефона по номеру 104. Домашним телефоном пользоваться нельзя. Проветри комнату.
    • Газовые трубы не турник, не виси на них.
    • Не дотрагивайся до электроприборов мокрыми руками и не пользуйся ими в ванной комнате.
    • Не накрывай светильники бумагой и тканью.
    • Не пользуйся электроприборами и розетками, которые искрят.

    Провожая ребят на летний отдых, педагоги уделяют внимание пожарной безопасности в лесу, так как подростки посещают оздоровительные лагеря, ходят в походы и выезжают на загородный отдых.

    • Не разводи костёр без взрослых. В сухую и жаркую погоду достаточно искры, чтобы лес загорелся.
    • Не поджигай сухую траву.
    • Если начался лесной пожар, определи, куда ветер несёт огонь. Выходи из леса в ту сторону, откуда дует ветер. Расскажи о пожаре взрослым.
    • Не кури в лесу.
    • Не оставляй в траве бутылки или осколки стекла, так как они могут сработать как линзы и стать причиной пожара.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie